Оптимальная гистограмма

Фотоохота
Оптимальная гистограмма

Экспонирование влево, вправо или по центру для получения оптимальной гистограммы. В цифровых фотокамерах, особенно тех, которые фиксируют изображения в высокоразрядных файлах формата RAW, равноценны далеко не все формируемые градации яркости, причем одни участки градационной шкалы оказываются важнее, чем другие. Майкл Рейхманн (Michael Reichmann), издатель интерактивного журнала The Luminous Landscape (www.luminous-landscape.com), рассказал нам о беседе на данную тему с Томасом Нолом (Thomas Knoll) во время их путешествия по Исландии в рамках семинара фотографов летом 2003 года.

Томас Нол и его брат Джон являются создателями программы Adobe Photoshop, а Томас — автор подключаемого модуля Adobe Camera Raw для Photoshop.

По мнению Нола, наиболее важным является правый край гистограммы, соответствующий самым светлым тонам, поскольку он содержит основную информацию о тонах в изображении. Следовательно, для установки оптимальной экспозиции градации яркости должны быть смещены как можно дальше на правый край гистограммы, но не сжаты на этом краю градационной шкалы, что свидетельствовало бы о передержанных, чрезмерно контрастных светах. Для разъяснения этого положения рассмотрим динамический диапазон зеркальной цифровой фотокамеры и принцип действия ее датчика изображения.

Как отмечает Рейхманн, типичный динамический диапазон зеркальной цифровой фотокамеры находится в пределах от 5 до 6 чисел диафрагмы. Но для простоты мы округлим его до 5 чисел диафрагмы. Во время съемки в формате RAW большинство фотокамер данного типа фиксируют 12-разрядное изображение.

Оно может содержать 4096 градаций яркости, или тонов (в отличие от сравнительно скудного числа 256 тонов в 8-разрядном изображении). Совершенно естественно распределить 5 чисел диафрагмы равномерно среди 4096 тонов 12-разрядного изображения по всей гистограмме. Таким образом, на каждое число диафрагмы в пределах динамического диапазона, составляющего 5 чисел диафрагмы, приходилось бы по 850 тонов (4096/5).